Раннее развитие ребенка до года

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Раннее развитие ребенка до года

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века.

Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет.

А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Раннее развитие ребенка до года

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Раннее развитие ребенка до года

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть.

Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным.

Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Раннее развитие ребенка до года

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу.

Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными ми и звукоподражаниями.

Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти  знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

Раннее развитие ребенка до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте ми ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

Методики раннего развития для детей до 1 года

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть методики раннего развития, в чем их особенности?

  • Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.
  • Читай также: Как выглядят новорожденные (ФОТО)
  • Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие – это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками.

Именно в  первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям.

Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Педагоги разработали множество методик раннего развитвия детей.

Некоторые мамы четко следуют одной или нескольким методикам в обучении ребенка, другие просто используют некоторые эелементы наиболее популярных методик, но в целом действуют интуитивно, есть мамы, которые вообще обучают деток так, как подскажет сердце. Не зависимо от того, как именно вы будете развивать своего кроху, знать о том, что представляют сосбой наиболее популярные методики раннего развития, не помешает.

Наиболее распространенные методики раннего развития

Методика Домана

Эта методика рассчитана на деток возрастом от одного месяца. Суть методики заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому задача родителей обеспечить эту нагрузку. Самый простой способ — познакомить малыша с простыми предметами, явлениями и тем, как они называются. Сделать это можно с помощью карточек Домана.

Карточка Домана представляет собой тематическую картинку с подписью. Например, на карточке может быть изображен апельсин и сделана надпись «апельсин».

Методика Домана дает возможность ребенку с самого младенчества запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать – для этого описание изображенного предмета нужно дополнять: например, «апельсин», «плод апельсинового дерева».

Если ребенок учится читать по методике Домана, то он запоминает слова, учится их произносить целиком, а не складывает из букв. С помощью карточек Домана можно научить ребенка читать, считать, а также различать предметы и явления.

Раннее развитие ребенка до года

  1. Читай также: Какого цвета выбрать коляску для ребенка?
  2. Методика Зайцева
  3. Считается, что методика Зайцева дает наилучший эффект после года жизни, но есть мнение, что использовать эелементы этой методики можно, начиная с 3-4 месяцев.

Методика Зайцева направлена на обучение чтению, счету и простым математическим действиям. Главный материал для обучения – это таблицы Зайцева со слогами и цыфрами, а также кубики, на которых изображены слоги и цифры, а также обучающие игрушки, которые произносят слоги и цифры.

Чтобы развивать малыша до года, вы можете развесить дома таблицы Зайцева и приобрести для крохи кубики, созданные по методике Зайцева, а такж развивающие игрушки, сделанные на основе его методики.

Читайте также:  Генетика в помощь кардиологам

Мама-форумчанка Екатерина рассказывает: «Я совсем недавно узнала о том, что есть разные методики обучения ребенка, например, чтению, я была так удивлена.

Раньше мне казалось, что всех деток во всем мире учат читать по слогам, но оказалось, что это только в школах бывшего СССР всех так учат.

Думаю, стоит попробовать обучать своего ребенка всему, используя элементы из разных методик, учить читать словами, по методике Домана, учить самостоятельности по Монтессори и так далее. Нам уже 8 месяцев, самое время начинать активное обучение всему, думаю, стоит сделать карточки разные для ребенка».

Методика Монтессори

Основа методики Монтессори – это наблюдение за ребенком. В каждом малыше заложено стремление познавать мир, задача родителей — способствовать, но не мешать.

Для обучения по этой методике используется множество тренажеров, развивающих игрушек, направленных на развитие органов чувств, мелкой моторики и мышц ребенка. Главная задача методики – подтолкнуть малыша к саморазвитию.

В контексте этой методики кроха рассматривается как уникальная личность с первых мгновений своей жизни, задача родителей – оказать помощь в развитии.

Метод Тюленева

Этот метод предполагает обучение ребенка счету, чтению и нотам. Эта методика также эффективно ближе к годовалому возрасту. Но использовать ее элементы можно и раньше. В качестве обучающих материалов используются карточки с буквами, цифрами, нотами, магнитная азбука, компьютер, картинки с образами – фруктами, птицами и другие атрибуты.

Задача родителей — создать для ребенка атмосферу игровых занятий: развесьте карточки с геометрическими фигурами, изображениями животных, фруктов, буквами, цифрами, пусть малыш рассматривает их, по мере роста ребенка показывайте ему все больше карточек, подключайте и другие материалы для обучения – магнитная азбука, картинки с надписями и так далее.

Раннее развитие ребенка до года

Читай также: Грудничковое плавание: с чего начинать?

Вальдорфская педагогика

В контексте вальдорвской педагогике ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет.

Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями.  Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы.

Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например.

А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве.

Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Как развивать малыша

Школа или домашние занятия?

Сейчас есть множество центров раннего развития деток. Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными.

Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем  владение  иностранными языками и  умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением в школе раннего развития необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

Раннее развитие ребенка до года

Читай также: Развиваем зрение грудничка

Физическое развитие

Уделяйте особое внимание физическому развитию ребенка буквально с первых дней жизни. После того, как у ребенка заживет пупочная ранка, вы можете начать купать его в большой ванной, постепенно учить его плавать и нырять. Также вы можете начать делать массаж и гимнастику. С течением времени можно приучить ребенка к ежедневной гимнастике.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «С самого рождения обучайте ребёнка плаванью. До 3х месяцев малыш ещё помнит, как затаивать дыхание при попадании под воду, т.е. умеет нырять. Этот навык остался ещё с периода внутриутробного развития.

Пока рефлекс не угас, пригласите инструктора и с его помощью научите ребёнка плавать. Согласитесь, это очень важное умение. А люди, обученные плаванью с младенчества, чувствуют себя в воде, как рыбы, всю жизнь. Приобретите гимнастический мяч и шведскую стенку, чтоб с раннего возраста приучать ребёнка делать гимнастику».

Чтение и говорение

Учить ребенка читать и говорить можно с первых дней жизни, используя элементы разных описанных выше методик и, конечно, разговаривая с ребенком, называя все предметы, которые его окружают.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Для раннего обучения чтению по дому можно развесить таблички с названиями предметов, написанными крупными печатными буквами и, пронося мимо них малыша, чётко несколько раз в день озвучивать эти названия».

  • Раннее развитие ребенка до года
  • Читай также: Развиваем внимание грудничка
  • Иностранные языки
  • Обучение иностранным языкам стоит начинать как можно раньше: вы можете показывать ребенку мультики на иностранных языках, можете говорить с ним на иностранном языке, читать ему.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «С самого рождения с крохой следует разговаривать обо всём, правильно выговаривать слова, не сюсюкать — это закладывает основу правильного формирования речи.

Называйте предметы, показывайте фотографии и картинки, озвучивайте голоса животных, называйте цвета и явления, пойте малышу, танцуйте с ним на руках, включайте мелодичную музыку и записи звуков природы.

Чтобы ребёнок выучил иностранный язык, как родной, разговаривайте с ним с рождения на этом языке. Например, мама говорит с крохой на русском, бабушка на украинском, папа на английском. Или второй вариант: один день в семье говорят на украинском, второй – на русском, третий – на немецком.

Всем известно, что в интернациональных браках дети легко усваивают языки обоих родителей».

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи крохи, именно поэтому очень важно предлагать малышу разные игрушки с мелкими деталями, из разных тканей и материалов, разной формы и так далее. Игры с такими игрушками помогут ребенку быстрее заговорить.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Когда Ваш ребёнок научится удерживать игрушку в руках, предлагайте ему предметы разного размера, формы, фактуры.

Позднее — игрушки с пупырышками, маленькими шариками внутри, затем пластилин, бусы, чётки и массируйте кончики пальцев рук и ног – это способствует развитию речи».

Чувство прекрасного

Во время занятий с малышом не забудьте о развитии чувства прекрасного – это очень важно для дальнейшей жизни малыша, заложенные с детства образы, будут влиять на вкус ребенка. Включайте малышу классическую  музыку, показывайте картины, скульптуры, вывозите малыша на природу, больше гуляйте с ним, по возможности путешествуйте с ребенком.

  1. Ранее развитие ребенка – это шанс дать малышу все самое лучшее, поэтому не упускайте возможность развивать малыша каждый день всеми возможными методами, помогайте ему познавать этот мир, хвалите его за успехи и поощряйте его тягу к знаниям.
  2. Веселых вам игр и занятий!
  3. Читай также: Развитие новорожденного по неделям: как растет малыш

Развивающие занятия для детей до года

Раннее развитие ребенка до годаПервое время после рождения ребенок адаптируется к окружающему миру, много спит, кушает и очень быстро растет. Многие родители думают, что развивающие занятия для детей до года ни к чему. Но это не так. Ведь с самого рождения ребенок развивается и каждый день познает мир . Существуют разные мнения по поводу особенностей раннего развития детей, но в любом случае заниматься с малышом родителям нужно обязательно. Выбирая занятия для малышей следует руководствоваться принципом от простого к сложному, а также выбирать занятия в соответствии с индивидуальным уровнем развития вашего ребенка. Варианты развивающих занятий для детей до года рассмотрим ниже.

Развитие речи

Занятия и разговоры с малышом с первых месяцев жизни помогают накоплению пассивного словарного запаса, а в будущем становлению хорошей речи.

1.Увеличение запаса слов:

  • показывайте малышу окружающие его предметы, дома, на прогулке, в магазине, объясняйте, что это;
  • показывайте ребенку разных животных с помощью карточек или игрушек, имитируйте их голоса;
  • вместе рассматривайте книжки с яркими картинками, объясняйте, что там изображено;
  • наблюдайте за природой и побольше рассказывайте малышу об окружающем мире;
  • познакомьте ребенка со словом «нельзя»;
  • изучайте новые слова с помощью карточек;
  • на улице обращайте внимание на звуки и называйте их источники.

2.Общение:

  • рассказывайте ребенку истории по картинкам;
  • чаще разговаривайте с малышом, объясняйте свои действия;
  • обращайтесь к ребенку по имени, чтобы он быстрее к нему привык;
  • применяйте игры-потешки (например: Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Полетели и т.д.);
  • научите малыша махать «пока», хлопать в ладоши, стучать кулачком и т.д.;
  • разговаривайте с ребенком по игрушечному телефону.

3.Развитие артикуляции:

  • занимайтесь артикуляционной гимнастикой (можно начинать уже с 8 месяцев);
  • учите ребенка дуть на легкие предметы (перышки, кусочки ваты, листочки), затем можно пробовать дуть через трубочку.

4.Социализация:

  • играйте с ребенком в сюжетные игры с игрушками (учите ребенка кормить, укладывать спать, купать, ходить в гости, жалеть, делиться и т.д.)
  • разыгрывайте театральные инсценировки с помощью напальчиковых игрушек;
  • помогайте малышу общаться с другими детьми.

5.Изучение букв и звуков:

  • можете использовать обучающие мобильные приложения, например «Говорящая азбука».

Интеллектуальное развитие

Считается, что уровень интеллекта закладывается в самом раннем возрасте и степень его развития зависит в первую очередь от усилий родителей. Поэтому очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию малыша.

Читайте также:  Почему болит спина в области лопаток. причины боли

1.Изучение геометрических фигур:

  • с раннего возраста можете начинать показывать ребенку черно-белые картинки с геометрическими формами;
  • учите малыша играть с кубиками (например, строить башню), а также фигурами перемещающимися по спирали и т.д.

2.Изучение цветов:

  • дети очень любят играть со стаканами или коробочками разных размеров;
  • научите ребенка строить из блоков конструктора разного цвета.

3.Занятия на внимательность и логику:

  • покажите малышу, как играть с пирамидкой;
  • поиграйте в прятки (можете закрывать свое лицо или лицо ребенка руками/платком/пеленкой или прятать игрушку);
  • рассыпайте и складывайте однородные предметы вместе с малышом;
  • собирайте простые пазлы;
  • научите ребенка играть с сортером и рамками-вкладышами.

4.Изучение окружающего мира:

  • предлагайте малышу трогать предметы разной фактуры;
  • ловите в воде небольшие игрушки (можно с помощью совочка или сачка);
  • катайте с ребенком игрушки в коробке за веревочку;
  • переливайте воду из одной емкости в другую;
  • учите малыша бросать игрушки в коробку/ведро;
  • предлагайте малышу играть с песком или снегом на улице (с использованием лопатки, грабель, ведра, формочек).

Творческое развитие

Занятия творчеством способствуют гармоничному развитию личности. Очень важно уделять внимание разным видам творческой деятельности, чтобы ребенок рос и развивался разносторонне.

1.Рисование:

  • пробуйте рисовать руками используя пальчиковые краски или специальные краски для рисования в ванной;
  • учите ребенка держать в руке карандаш и рисовать линии (для малышей лучше выбирать).

2.Лепка:

  • пробуйте лепить из соленого теста или глины (отщипывать кусочки, катать колбаски/шарики, делать из шарика лепешку, размазывать, втыкать в пластилин мелкие предметы и потом доставать и т.д.).

3.Развитие мелкой моторики:

  • играйте с развивающими книжками;
  • занимайтесь с малышом пальчиковой гимнастикой (можно делать массаж пальцев рук с помощью специального шарика Су-джок);
  • предложите ребенку игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, фасоль, орехи), прищепками, бизибордом, а также фигурами перемещающимися по спирали;
  • надевайте бусины или кольца на верёвочку, палку или пальцы;
  • учите ребенка доставать игрушки завернутые в бумагу, спрятанные в песке, пластилине и т.д.;
  • предложите малышу рвать бумагу;
  • покажите ребенку, как закручивать и откручивать крышки;
  • приклеивайте наклейки на ребенка, себя или листок.

4.Музыкальные занятия:

  • включайте классическую музыку (Моцарт, Вивальди);
  • учите ребенка различать музыку разных стилей (ритмичную, спокойную);
  • играйте в ритмические игры;
  • танцуйте вместе с ребенком под музыку;
  • пойте малышу песни;
  • играйте с музыкальными инструментами (бубен, барабан, клавесин, трещотка, бубенцы, колокольчики, дудочка, губная гармошка, пианино, гитара).

Физическое развитие

Интеллектуальное развитие ребенка очень сильно зависит от его физического развития, поэтому очень важно создать малышу условия для постоянной двигательной активности.

  • стимулируйте ползание и ходьбу ребенка с помощью (любимых игрушек, игрушек каталок, мяча и т.д.)
  • учите плавать;
  • занимайтесь гимнастикой для малышей (выкладывать на животик, сгибать/разгибать, поднимать/опускать, разводить руки и ноги, занятия на фитболе);
  • научите ребенка слезать с дивана (развернув к краю попой и спустив вниз ножки);
  • тренируйте чувство равновесия у ребенка (поднимайте/опускайте, кружите на руках);
  • делайте регулярно малышу массаж для снятия мышечного тонуса,

ВАЖНО! Самостоятельно делать массаж малышам до 3-х месяцев не рекомендуется!

  • предлагайте малышу ходить босиком по разным поверхностям;
  • делайте с ребенком разные упражнения, такие как ходьба на руках, прыжки на месте, перешагивание предметов, перетягивание «каната» и т.д.;
  • учите ребенка подниматься и спускаться по лестнице;
  • играйте в игры с мячом (перекатывайте, бросайте, ловите).

Важно не просто окружить ребенка игрушками, но и научить играть ими, а также важно, чтобы сами родители были вовлечены в этот процесс.

Длительность занятий для малышей в зависимости от возраста составляет от 2 до 10-15 минут.

Во время занятий всегда нужно находиться рядом с ребенком, не оставлять одного особенно с мелкими предметами. Дети очень изобретательны, часто даже трудно предугадать к чему может привести невинная игра.

Ни в коем случае не нужно заставлять малыша делать что-то против его воли, это может надолго отбить желание заниматься!

Не стоит сразу давать малышу слишком большое количество предметов для игр, так он быстрее устанет или заскучает.

Обычно, нет необходимости в том, чтобы приобретать малышам слишком много игрушек. Перед тем, как покупать игрушку, можно понаблюдать в гостях или игровых зонах, какие из них больше интересуют малыша. Многие детки, и вовсе, больше предпочитают играть предметами домашнего обихода.

Развивающие игрушки для детей до года

  • погремушка-грызунок (легкие, из мягкого материала, лучше в форме кольца с приятным негромким звуком, разной фактуры);
  • многофункциональный мобиль;
  • развивающий коврик;
  • музыкальная игрушка;
  • развивающая книжка;
  • резиновые игрушки для ванной;
  • стаканчики квадратные и круглые разного размера;
  • легкие кубики;
  • пирамидка;
  • фигуры перемещающиеся по спирали;
  • крупный конструктор;
  • мягкая игрушка;
  • игрушечный телефон;
  • мячик;
  • музыкальные инструменты;
  • игрушка каталка (на веревочке или на палочке);
  • машина-толокар;
  • игрушки для песочницы;
  • игрушки на палец;
  • сортер с простыми отверстиями;
  • рамки вкладыши;
  • бизиборд.

Многие развивающие игрушки легко сделать своими руками, в интернете можно найти большое количество идей.

Книги для детей до года

Начиная с 6 месяцев можно начинать знакомство малыша с первыми книгами!

Лучше, если это будут небольшие книжки из плотной бумаги/картона с яркими большими картинками (максимально естественными) и короткими стишками (Барто, Маршак, Чуковский). Также подойдут народные сказки.

Ближе к году можно начать заниматься по обучающим книжкам для малышей. Сейчас на рынке представлено большое количество разнообразных развивающих пособий.

Для малышей подойду, например, такие варианты, как Первая книга малыша (Стрекоза), Моя первая книга (Белый город), Годовой курс занятий (Эксмо), Альбом по развитию речи (Росмэн), Умные книжки (Махаон), Мои первые наклейки (Стрекоза), Логика (Эксмо) и многие другие. Очень большой выбор книг по доступным ценам можно найти в гипермаркетах Ашан.

В возрасте около года дети переходят на новый этап своего развития, начинают ходить и еще активнее познавать окружающий мир.

Однако, психологически ребенок не всегда может справиться с большим количеством новых умений и впечатлений.

Это может сказаться на его поведении, малыш начинает капризничать, раздражаться, вести себя противоречиво, не слушаться родителей. Многие специалисты связывают этот возраст с периодом первого кризиса.

Раннее развитие детей по мнению доктора Комаровского

Важно помнить, что главная задача любого развития сделать ребенка счастливым! Это, в первую очередь, включает в себя здоровье, а также умение жить в обществе. У слишком развитого ребенка могут возникнуть проблемы в общении, тогда полученные знания останутся нереализованными.

Главный принцип любого развития: ненасильственными методами выявить способности ребенка и не в ущерб здоровью и развивать выявленные способности.

При раннем развитии ребенка нужно учитывать основные моменты:

  • Обучение ребенка должно происходить в просторном помещении или на открытом воздухе в игровой форме.
  • Лучше всего давать ребенку те знания, которые ребенок уже сейчас может использовать в жизни. Знания полезны тогда, когда они помогают человеку жить, делают окружающий мир более понятным.
  • Ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Главное, чтобы метод получения знаний не препятствовал формированию детского организма. Развитие мозгов не должно препятствовать полноценному развитию всего остального. Огромное количество проблем со здоровьем детей связано с тем, что они мало двигаются.

В современном мире дети быстрее учатся различать телефоны, марки автомобилей, но не виды окружающих их деревьев.

Однако нет никакой достоверной статистики, того, что ребенок, которого развивали с раннего возраста в будущем будет превосходить других. Сами по себе знания не делают нас успешными и счастливыми. Знать больше других – это не значит профессионально реализоваться лучше других.

Раннее развитие ребенка ????: методики для детей от 0 до 3 лет в домашних условиях

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом.

По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста.

Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Родители больше всего хотят чтобы ребенок вырос умным и талантливым, поэтому развивать его начинают с раннего возраста

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» — вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

ИНТЕРЕСНО: как правильно проводить воспитание ребенка от 0 до года?ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный план развития ребенка 2-3 лет

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

В чем суть?

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность.

Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще — откуда берется эта вода с неба.

Читайте также:  Новые в лечении травм головы

Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игрушки и сортеры для детей от 6 месяцев

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию.

Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей.

Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.

Родителям следует обращать внимание не только на физиологические потребности ребенка, но и взаимодействовать с ним интеллектуально, стимулировать интерес и любознательность

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей.

Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно.

Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы.

К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово.

Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней.

Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин.

Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир».

Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий.

Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается.

Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.

Карточки Домана больше всего подходят для спокойных детишек старше одного года или в качестве вспомогательной методики для малышей

Методика Монтессори

Мария Монтессори — педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек.

Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент.

Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу.

Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие книги для детей 3-4 лет: список

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество.

Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное.

Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень.

Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: познавательные книги для детей 2-х лет). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой.

Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие книги выбирать для детей 1 года? Вальдорфская методика направлена в первую очередь на формирование творческого начала в ребенке, развитие его эстетического восприятия

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать.

На кубиках Зайцев расположил «склады» — слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам.

При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» — карточки с изображением числовой ленты.

Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен.

Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: простые развивающие занятия для детей с 1 года

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик — к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.

Методика Сесиль Лупан призвана сформировать прочную связь между родителями и ребенком

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша — так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека.

В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности.

Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сенсорное развитие детей 2-3 лет в домашних условиях

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы — как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться.

Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают.

Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Минусы систем

Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: календарь развития ребенка до 1 года по месяцам

Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.

Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.

С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично. Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом.

Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь. Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем.

Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.

Выбор за вами!

Выбирать методики раннего развития вашего ребенка должны только родители, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша, личные склонности, возможности и стремления. Раннее развитие вашего ребенка – это ответственное дело на много лет, не стоит подходить к нему спустя рукава, но и фанатично увлекаться не следует.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицинский советник
Adblock
detector