Явление зависимости от алкоголя распространено во всем мире, особенно в Европе и странах бывшего СССР. Подростковый алкоголизм серьезная проблема в России. Алкоголь и несовершеннолетние страшное сочетание слов.
Алкоголизация подростков в РФ принимает колоссальные масштабы. Молодые юноши и девушки оказываются в сетях зависимости, не задумываясь и не осознавая всей тяжести последствий употребления спиртных напитков.
Детское пьянство разрушает организм. В переходный возраст 14-15 лет может проявляться страшная картина — алкогольная зависимость, который токсически поражает головной мозг. Молодые люди становятся инвалидами как физически, так и психически.
Статистика заболевания среди подростков
Алкоголизм среди молодежи быстро распространяется и набирает обороты.
75% детей в возрасте до 15 уже пробовали алкоголь. К 17 годам со спиртными напитками знаком практически каждый.
Детский и подростковый алкоголизм в России растет и начинается с возраста 14-15. Согласно прогнозам врачей большинство молодежи из тех кто неоднократно пробовал спиртное, требуется лечение от алкогольной зависимости.
Это происходит потому что молодой организм быстро привыкает к спиртному. Прием обычной для взрослого дозы спиртного, может обернуться для неокрепшего организма летальным исходом.
Роль семьи в развитии алкоголизма у подростков
Во многих случаях дома существует традиция употреблять спиртное на праздники и по приходу гостей. Такие действия со стороны родителей формируют алкоголизм у ребенка с раннего детства. Для ребенка становится нормой употребление алкоголя, воспитанного в таких условиях.
Причины подросткового алкоголизма, которые связаны с семьей: нет контроля со стороны старших, отсутствие внимания, моральный климат в семействе.
Факторы риска: неполные семьи, ссоры родителей, гиперопека над ребенком либо применение насилия к нему.
Проблемы с отцом или матерью могут привести к развитию подросткового алкоголизма. Чаду некуда идти и он ищет утешение в выпивке в сомнительных компаниях. В некоторых семьях алкоголиков, дети испытывают отвращение к алкоголю, но довольно часто сами начинают употреблять в юном возрасте.
Предрасположенность к применению спиртного и развитию алкогольной зависимости передается по наследству.
Согласно статистике, в 60% алкоголизм у подростков на генетическом уровне.
Выпивающие родители часто сами предлагают принять ему, провоцируя пивной алкоголизм. Дети и подростки смотрят на родителей, копируя их поведение, подражают им во всем. Преемники алкоголиков часто предоставлены сами себе, что позволяет объединяться с неблагополучной компанией, с которыми они выпивают и курят.
Другие причины подросткового алкоголизма
Не только семья, но и общество в значительной степени оказывает влияние на формирование личности ребенка. Сегодня постоянно красочно рекламируются спиртные напитки. Подросткам навязываются стереотипы, к примеру, что на любом торжестве должен присутствовать алкоголь.
Причины алкоголизма среди студентов и подростков связаны и с такими факторами — огромный выбор спиртных напитков, низкая стоимость алкоголя. Они стали более доступные, большое количество кафе, клубов, ресторанов, где ребенок может купить спиртосодержащую продукцию. У современной молодежи пропал интерес к занятиям спортом, они предпочитают отдыхать в увеселительных заведениях.
К сожаление, государство мало пропагандирует здоровый образ жизни.
Большая часть населения стремится к получению денег и удовольствие. Современная молодежь не заинтересована в обучении и занятии спортом. Огромное количество свободных часов приводит к тому, что несовершеннолетние начинают коротать время за бутылкой пива и другими спиртными напитками.
Последствия подросткового алкоголизма
Результаты алкогольной зависимости у подростков очень серьезные, так как организм находится в стадии развития. В этом возрасте формируются важнейшие системы и функции. Воздействие спиртного на молодой организм к сожалению заканчивается серьезными заболеваниями и неизлечимыми патологиями.
Особый вред алкоголь наносит психике несовершеннолетнего.
Злоупотребление спиртными напитками ведет к ряду осложнений:
- Деградация;
- снижение мозговой активности;
- частая смена настроения, неадекватное поведение;
- нарушение сна;
- проявляется агрессия, подросток становится неуправляемым;
- страдает иммунитет;
- деформация органов и различных систем, возникновение различных заболеваний;
- нарушение работы дыхательной, пищеварительной и мочеиспускательной системы;
- быстрая утомляемость, апатия.
При тяжелой патологии наступает летальный исход. При злоупотреблении спиртными напитками у подростка нередко возникают проблемы с законом, которые начинаются с постановки подростка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Диагностика заболевания
- Большое значение имеет раннее выявление проблемы.
- Симптомами алкоголизма у детей являются:
- Нарушение логического и абстрактного мышления;
- нестабильные эмоции, перепады настроения;
- неустойчивость поведенческих реакций;
- снижение интеллектуальной активности и развития психических функций;
- ухудшение способности воспринимать и запоминать повседневную информацию;
- кратковременные провалы в памяти;
- изменение артериального давления;
- повышение температуры тела.
Ранняя постановка диагноза способна предотвратить дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов от развития тяжелой зависимости.
Больных пьянством первоначально необходимо изолировать от себе подобных, сменить образ жизни и режим дня.
Лечение алкогольной зависимости несовершеннолетних
Как проводится терапия детского или подросткового алкоголизма, и можно ли его побороть — важный вопрос для родителей.
Во-первых, необходимо понять, что зависимость от спиртного в любом возрасте это серьезная болезнь, поэтому взять и бросить пить практически не возможно. В данном случае поможет только медикаментозные препараты, которые следует сочетать с психотерапевтическим лечением.
Для начала делают детоксикацию с помощью которой из организма выводятся все токсичные продукты, образовавшиеся вследствие употребления спиртных напитков. Одновременно с лечением подросток получает необходимые витамины с другими полезные вещества, которые организм не дополучил по вине алкоголя.
Так же подростку поддерживают нормальную работу головного мозга, сердечно-сосудистую систему, печень и других жизненно важных функций.
Одного только терапевтического медикаментозного лечения недостаточно. Необходимо вникнуть в проблему чада, ведь неспроста он начал употреблять спиртное. У ребенка следует выяснить причину его пристрастия к выпивке. Может дело в кругу его общения, в отношениях с родителями и т.д.
По всем направлениям нужно работать и найти пути решения проблемы.
Профилактика алкоголизма у подростков
Алкогольная зависимость у несовершеннолетних всегда развивается не на пустом месте. Молодой человек, который имеет свои увлечения, цели в будущем и ощущает поддержку близких людей, не станет губить жизнь «в вине».
Другое дело, когда у подростка много свободного времени, нет планов на будущее, неблагоприятная компания.
Такие факторы, как правило, к хорошему не приводят. Поэтому необходимо уделять особое внимание подростку, разузнавать о том, как он коротает время, знать его интересы.
Необходимо в основные свободные минуты ребенка чем-то занять — отдать в музыкальную, спортивную, художественную школы; завлечь кружком или секцией. С чадом нужно разговаривать, принимать участие в его формировании, прививать симпатию к спорту и здоровому образу жизни и конечно же любить его.
Необходимо вкладывать в будущее детей и жертвовать ради них свои временем и деньгами.
Подростковый возраст — это кризис во взаимоотношениях между родителями и детьми. В этот период необходимо следить за поведением детей и обращать внимание на свое. Если приходить домой в состоянии алкогольного опьянения или выпивать при нем пиво, то подросток будет это понимать так, что можно поступать также.
Профилактика молодежного алкоголизма связана с психологией. Наступает возрастной период, когда начинает формироваться личность человека, а также – его организм, здоровье и др. В этом время категорически нельзя употреблять алкоголь и наркотики, которые способны привести к интоксикации.
Под влиянием спиртного организм подвергается пагубному воздействию. К профилактическим мерам следует приступать с раннего возраста. Подростку необходимо рассказывать, какие последствия его ждут если он будет их употреблять. Психологически подростка нужно подвести к тому, что алкоголь несет опасность. Необходимо обеспечить приятную семейную атмосферу.
Важно вовремя выявить заболевание, если наступил алкоголизм. Лечение нужно проводить клинически, что поможет избежать рецидива и достигнет положительного результата.
Подростковый алкоголизм и особенности его лечения
К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазнам нашего мира.
Причины подросткового алкоголизма
Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.
В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.
Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».
Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.
Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя.
Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны.
После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.
На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.
Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.
Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
- негативные межличностные отношения внутри семьи;
- чрезмерная опека со стороны родителей;
- насилие;
- поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.
И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.
Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя
У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается.
Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями.
Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.
Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино.
Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие.
В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.
Статистика подросткового алкоголизма
Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников.
К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма.
К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно.
Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.
Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:
- Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
- Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
- 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
- Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
- В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
- 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
- В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
- По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
- В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
- 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.
Последствия
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.
Отметим лишь некоторые из этих последствий:
- Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
- Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
- Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
- Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
- Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
- Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
- Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
- Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
- Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
- Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
- Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
- Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
- Изменение состава крови, анемия и т.д.
- Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.
Лечение детского алкоголизма
Лечение алкоголизма у подростков имеет свой характер и особенности. Здесь очень важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений.
Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного.
Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается.
Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав, обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения, занятие спортом и активный отдых.
Профилактика подросткового алкоголизма
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.
Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
- Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
- Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
- Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.
Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!
Другие статьи в этой категории:
Опасные сочетания алкоголя
Тот, кто выпивает, обычно и курит. И это статистически подтверждено. Алкогольные и табачные яды, вкупе вводимые в организм, оказывают на него …
История возникновения алкоголизмаАлкогольная проблема, до сравнительно недавнего времени казавшаяся незначительной, маловажной, не заслуживающей особого внимания, в наше время …
Алкогольная зависимость формируется не сразу, а понемногу в ходе продолжительного неумеренного употребления …
Современные методы борьбы с алкоголизмомМедицинская общественность, в отличие от некоторых государственных чиновников, бескомпромиссна в борьбе за здоровый образ жизни, за трезвую жизнь …
Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков
18 февраля 2003 18:58 | Горьковая И.А. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Санкт-Петербург
Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в отечественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимосвязи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей.
Статистический анализ клинического материала показывает, что дети с нервно-психическими расстройствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90—98% и 14—20% соответственно).
Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено трудностями разграничения причин отклонений у потомства алкоголиков: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.
Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления.
Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фактор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголизмом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка.
Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкогольных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.
В то же время существуют клинические исследования, посвященные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей.
В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психопатии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент является доминирующим в последующей психической патологии у детей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и психопатии.
Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезорганизованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологическому формированию личности.
Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, согласно которой основной акцент ставится не на личности как таковой и не на генетическом или биологическом факторах, а на характере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения.
В соответствии с рассматриваемой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным.
Следовательно, в зависимости от конкретной ситуации, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом.
В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.
Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития.
Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования.
Таким образом, нормы поведения преломляются через индивидуальные свойства личности.
Если для детей в возрасте 6—9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10—14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсивности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сниженным самоконтролем.
Ю.М.
Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ребенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) интеллектуальная и социальная деградация матери или отца, страдающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи больных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впоследствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.
При проведенном нами социально-психологическом обследовании 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирующим режимом (мальчики в возрасте 11 —14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей.
Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотребляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом.
Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуально-личностные его особенности приобретают парно-групповые характеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.
Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреблением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неоднородность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей.
1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социальных ролей и общественных норм поведения.
Для этих семей присуща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа — эксплозивные) с быстрым формированием измененных форм опьянения.
После 5—10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедеятельности: супруги совершают противоправные поступки, прерывают трудовую деятельность; перестают справляться с воспитательными и хозяйственными функциями. В данном случае преобладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга.
2) Алкогольно-невротический тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и невротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими являются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления алкоголя.
3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социальной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.
В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представилось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учитывались принудительные направления на лечение в ЛТМ и судимости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спецшколы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.
Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.
Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизодически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания.
Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из мебели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет — сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой».
При беседе на вопрос: «А на чем же с братьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из комнат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты».
У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».
Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей наблюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к большой (порой непереносимой) нервно-психической и физической нагрузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверстниками — значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.
У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверждать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической запущенности.
Последняя есть результат плохого воспитания, не нарушающего психического развития ребенка.
Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».
Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворительным, обусловливающим последующие нервно-психические нарушения.
К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов.
Первоначально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами — игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребностей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.
Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей — сенсорных, эмоциональных, социальных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является универсальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).
Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности.
Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития.
Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зачастую этот подросток терроризировал других детей.
Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных поступков до противоправных действий.
Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрывается в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей.
Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение — с другой. Поэтому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден признавать нарушения нервно-психического развития в рамках нормы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.
Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников.
Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в медикаментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное ограничение (нарушения нервно-психического развития) при направлении подростков-делинквентов в специальную школу.
Это утверждение полностью согласуется с мнением практических работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу.
Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 —14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспансерах, свободно ходят по улицам города.
Однако, избежав наказания по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтернаты — это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».
Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в создании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными — психологами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально ориентированной личности. Все авторы единодушно считают необходимым скоординировать действия между многочисленными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.
Формирование у детей правильного отношения к алкоголю
Рейтинг статьи: Загрузка…
Наверх
Как быть с семейными праздниками с алкоголем? Пустить детей за «взрослый стол», посадить за отдельный «детский» или вообще отправить в другую комнату? Почти все родители стоят перед выбором, когда речь идет о семейном застолье.
Добавьте к этому еще кучу других вопросов: можно ли наливать детям напитки в фужеры, рюмки? Разрешать ли детям «чокаться», подражая взрослым? А как объяснять бессмысленное поведение уважаемых взрослых, когда они пьянеют, выпив сверх меры?
Детство без алкоголя
Чтобы не задаваться вопросами и не ломать голову, когда «припечет», отношение детей к алкоголю нужно воспитывать планомерно и заранее. Ведь проблема детского алкоголизма в обществе становится с каждым годом все острее и диагноз алкогольный синдром у детей врачи ставят все чаще.
Методы прямого воздействия
- Обеспокоенные родители интересуются: а с четырех-пяти лет не рано начинать? Психологи говорят: тогда же, когда ребенка учат мыть руки перед едой и после прогулки, родители целенаправленно должны закладывать понимание: здоровье — это ценность, которую нужно беречь.
Не надо рассказывать ребенку об опасности употребления алкоголя в раннем возрасте, словно читая лекции. Лучше использовать различные жизненные ситуации, подчеркнув свое отношение к ним через эмоции.
Например, когда ребенок видит на улице пьяницу или бездомного, мама должна выразить по этому поводу страх или сострадание (настолько эмоционально, чтобы это передалось ребенку) и объяснить, что злоупотребление алкоголем приводит к плохим последствиям. Так же надо поступить, когда, например, на скамейку в парке садится человек с сигаретой или бутылкой пива в руке, и ребенок это видит.
С детьми этого возраста необходимо проводить настойчивую и последовательную работу, чтобы приучить их к здоровому образу жизни. Правильное питание, режим дня, двигательная активность, гигиена и т.д. является залогом того, что ребенок осознает ценность здоровья.
- В семь-восемь летоб опасности употребления алкоголя можно говорить уже более открыто, на четких примерах. Родителям в помощь — курс здоровья в школе и даже совместное решение «домашки». Можно, например, решить задачу, за какое время затормозит водитель, если он будет трезвым, или если он пьян.
В период, когда ребенок уже четко понимает, что хорошо, а что плохо, нужно научить его правильно отказывать, если предложат выпить. Простого «нет» недостаточно — могут задразнить сверстники. В ответе нужно подчеркнуть «Я не хочу и тебе не советую. Давай лучше в футбол сыграем ». Умение отстоять свою позицию очень важно, ведь в этом возрасте дети часто попадают под чужое влияние.
- Для того чтобы разговор о пагубных привычках в подростковом возрасте был конструктивным, нужно иметь доверительные отношения с ребенком. Серьезные темы надо обсуждать в спокойной обстановке, когда уровень доверия в семье высок.
Подростковый возраст — это период, когда молодые люди хотят казаться взрослыми, не желают, чтобы им указывали, стремятся отделиться от родителей.
Даже лучшие советы, в том числе и в отношении алкоголя, если это выражено в неправильной форме, дети будут встречать отрицательно.
К сожалению, родители часто забывают об этом и начинают давить на ребенка, наказывать и даже угрожать. Результаты такого «воспитания» обычно грустные.
Методы косвенного воздействия
Учитывая особенности подросткового возраста, лучше не читать детям лекции в авторитарном тоне, а применять методы косвенного воздействия.
Не обязательно рассказывать детям о биологических механизмах вредного воздействия алкоголя на организм.
Девочку больше поразит, если она словно случайно услышит историю о вашей общей знакомой, которая из-за спиртного выглядит старше на десять лет и потеряла из-за этого мужчину.
А юношу, наверное, затронет рассказ о перспективном футболисте, которого отчислили из клуба и лишили миллионных гонораров за нарушения спортивного режима — он три раза пришел на тренировку в нетрезвом состоянии.
- Подавайте хороший пример.
Дети очень наблюдательны. Они знают о Вас гораздо больше, чем Вам это может показаться, и Ваши привычки относительно употребления алкоголя не остаются незамеченными. Действия говорят больше слов, если Вы не контролируете свой уровень спиртного, употребляете его при детях на всех праздниках — не ждите, что они будут слушать Ваши нотации.
«Техника безопасности» по обращению с алкоголем в семье
-
Если ребенок маленький, его лучше вообще лишить участия в праздничном застолье взрослых. Тем более, что дети и сами рады быстрее выйти из-за стола, чтобы поиграть. Вопрос об алкогольных напитках для ребенка пока не актуален, поэтому лучше не привлекать к нему внимание.
-
Когда сын или дочь начинают сами интересоваться тем, что взрослые употребляют спиртное, нужно заранее обдумать ответы на возможные вопросы.
-
Подростки могут быть за праздничным столом с алкоголем, если Вы заранее предупредите гостей, что нельзя предлагать несовершеннолетним попробовать алкогольные напитки.
-
Не уговаривайте гостей «выпить еще», а также не смейтесь над теми, кто не пьет. Не расспрашивайте о причинах отказа и вообще не акцентируйте на этом внимание. Лучше всего, когда алкоголь воспринимают нейтрально, и он вызывает не больше эмоций за столом, чем жареная курица.
-
Помните, за Вами постоянно следят глаза сына или дочери, которые берут с Вас пример. Поэтому родители должны четко знать свою «меру», поскольку вид пьяного отца (а тем более матери) — это самое отвратительное и самое страшное для ребенка.
-
Хотя бы несколько раз в год устраивайте безалкогольные праздники. Готовить их нужно особенно тщательно, чтобы и взрослым, и детям здесь было веселее, чем за щедрым угощением со спиртным. Это нужно для того, чтобы обесценить в глазах подростков роль алкоголя в празднике, подчеркнуть свое безразличие к этому напитку.
Если ребенок пришел домой навеселе
-
Дышите глубже!
-
Убедитесь, что здоровью ребенка ничего не угрожает.
-
Заставьте его выпить воды, чтобы он быстрее пришел в норму.
-
Отложите разговор об употреблении на следующий день. Выслушайте ребенка, дайте ему шанс объяснить свой поступок и назвать причины для употребления алкоголя.
-
Будьте терпеливы, проявите к ребенку свою любовь и заботу, однако твердо отстаивайте свое отношение и выскажите неодобрение. Ваша поддержка жизненно необходима.
-
Снова напомните основные правила жизни вашей семьи. Убедите ребенка прекратить общение с теми, кто предложил ему алкоголь.
- Это полезно узнать:
- К оглавлению ↑
- Если эти меры не помогли, нужно:
-
Бить тревогу!
-
Срочно обратиться к психологу, поскольку такое поведение ребенка свидетельствует о серьезных нарушениях или в его психическом развитии, или в жизни семьи.
-
Проанализировать свое поведение — не являетесь ли Вы плохим примером?
-
Проанализировать свои отношения с ребенком — не пытается ли он или она привлечь Ваше внимание или отомстить Вам за что-то.
-
Не откладывайте решение этой проблемы, не надейтесь, что это как-то «рассосется». Если ребенок употребляет алкоголь — это крайне опасно!
Будьте хорошими родителями:
-
Помогайте ребенку быть довольным собой. Развивайте в нем уверенность и самоуважение. Это придаст ребенку смелости в принятии правильных решений в ситуации риска.
-
Создавайте атмосферу открытого общения. Всегда находите время выслушать ребенка, но не маркируйте темы как запрещенные или непристойные. Не поучайте и не делайте поспешных выводов еще до начала разговора.
-
Будьте активной семьей. Совместное времяпрепровождение — это лучший способ узнать своего ребенка. И если возникнут проблемы, решить их будет гораздо проще, ведь вы уже построили крепкий фундамент любви и доверия.
Мы за детство без алкоголя!