Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Явление зависимости от алкоголя распространено во всем мире, особенно в Европе и странах бывшего СССР. Подростковый алкоголизм серьезная проблема в России. Алкоголь и несовершеннолетние страшное сочетание слов.

Алкоголизация подростков в РФ принимает колоссальные масштабы. Молодые юноши и девушки оказываются в сетях зависимости, не задумываясь и не осознавая всей тяжести последствий употребления спиртных напитков.

Детское пьянство разрушает организм. В переходный возраст 14-15 лет может проявляться страшная картина — алкогольная зависимость, который токсически поражает головной мозг. Молодые люди становятся инвалидами как физически, так и психически.

Статистика заболевания среди подростков

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Алкоголизм среди молодежи быстро распространяется и набирает обороты.

75% детей в возрасте до 15 уже пробовали алкоголь. К 17 годам со спиртными напитками знаком практически каждый.

Детский и подростковый алкоголизм в России растет и начинается с возраста 14-15. Согласно прогнозам врачей большинство молодежи из тех кто неоднократно пробовал спиртное, требуется лечение от алкогольной зависимости.

Это происходит потому что молодой организм быстро привыкает к спиртному. Прием обычной для взрослого дозы спиртного, может обернуться для неокрепшего организма летальным исходом.

Роль семьи в развитии алкоголизма у подростков

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Во многих случаях дома существует традиция употреблять спиртное на праздники и по приходу гостей. Такие действия со стороны родителей формируют алкоголизм у ребенка с раннего детства. Для ребенка становится нормой употребление алкоголя, воспитанного в таких условиях.

Причины подросткового алкоголизма, которые связаны с семьей: нет контроля со стороны старших, отсутствие внимания, моральный климат в семействе.

Факторы риска: неполные семьи, ссоры родителей, гиперопека над ребенком либо применение насилия к нему.

Проблемы с отцом или матерью могут привести к развитию подросткового алкоголизма. Чаду некуда идти и он ищет утешение в выпивке в сомнительных компаниях. В некоторых семьях алкоголиков, дети испытывают отвращение к алкоголю, но довольно часто сами начинают употреблять в юном возрасте.

Предрасположенность к применению спиртного и развитию алкогольной зависимости передается по наследству.

Согласно статистике, в 60% алкоголизм у подростков на генетическом уровне.

Выпивающие родители часто сами предлагают принять ему, провоцируя пивной алкоголизм. Дети и подростки смотрят на родителей, копируя их поведение, подражают им во всем. Преемники алкоголиков часто предоставлены сами себе, что позволяет объединяться с неблагополучной компанией, с которыми они выпивают и курят.

Другие причины подросткового алкоголизма

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Не только семья, но и общество в значительной степени оказывает влияние на формирование личности ребенка. Сегодня постоянно красочно рекламируются спиртные напитки. Подросткам навязываются стереотипы, к примеру, что на любом торжестве должен присутствовать алкоголь.

Причины алкоголизма среди студентов и подростков связаны и с такими факторами — огромный выбор спиртных напитков, низкая стоимость алкоголя. Они стали более доступные, большое количество кафе, клубов, ресторанов, где ребенок может купить спиртосодержащую продукцию. У современной молодежи пропал интерес к занятиям спортом, они предпочитают отдыхать в увеселительных заведениях.

К сожаление, государство мало пропагандирует здоровый образ жизни.

Большая часть населения стремится к получению денег и удовольствие. Современная молодежь не заинтересована в обучении и занятии спортом. Огромное количество свободных часов приводит к тому, что несовершеннолетние начинают коротать время за бутылкой пива и другими спиртными напитками.

Последствия подросткового алкоголизма

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Результаты алкогольной зависимости у подростков очень серьезные, так как организм находится в стадии развития. В этом возрасте формируются важнейшие системы и функции. Воздействие спиртного на молодой организм к сожалению заканчивается серьезными заболеваниями и неизлечимыми патологиями.

Особый вред алкоголь наносит психике несовершеннолетнего.

Злоупотребление спиртными напитками ведет к ряду осложнений:

  • Деградация;
  • снижение мозговой активности;
  • частая смена настроения, неадекватное поведение;
  • нарушение сна;
  • проявляется агрессия, подросток становится неуправляемым;
  • страдает иммунитет;
  • деформация органов и различных систем, возникновение различных заболеваний;
  • нарушение работы дыхательной, пищеварительной и мочеиспускательной системы;
  • быстрая утомляемость, апатия.

При тяжелой патологии наступает летальный исход. При злоупотреблении спиртными напитками у подростка нередко возникают проблемы с законом, которые начинаются с постановки подростка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Диагностика заболевания

  • Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму
  • Большое значение имеет раннее выявление проблемы.
  • Симптомами алкоголизма у детей являются:
  • Нарушение логического и абстрактного мышления;
  • нестабильные эмоции, перепады настроения;
  • неустойчивость поведенческих реакций;
  • снижение интеллектуальной активности и развития психических функций;
  • ухудшение способности воспринимать и запоминать повседневную информацию;
  • кратковременные провалы в памяти;
  • изменение артериального давления;
  • повышение температуры тела.

Ранняя постановка диагноза способна предотвратить дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов от развития тяжелой зависимости.

Больных пьянством первоначально необходимо изолировать от себе подобных, сменить образ жизни и режим дня.

Лечение алкогольной зависимости несовершеннолетних

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Как проводится терапия детского или подросткового алкоголизма, и можно ли его побороть — важный вопрос для родителей.

Во-первых, необходимо понять, что зависимость от спиртного в любом возрасте это серьезная болезнь, поэтому взять и бросить пить практически не возможно. В данном случае поможет только медикаментозные препараты, которые следует сочетать с психотерапевтическим лечением.

Для начала делают детоксикацию с помощью которой из организма выводятся все токсичные продукты, образовавшиеся вследствие употребления спиртных напитков. Одновременно с лечением подросток получает необходимые витамины с другими полезные вещества, которые организм не дополучил по вине алкоголя.

Так же подростку поддерживают нормальную работу головного мозга, сердечно-сосудистую систему, печень и других жизненно важных функций.

Одного только терапевтического медикаментозного лечения недостаточно. Необходимо вникнуть в проблему чада, ведь неспроста он начал употреблять спиртное. У ребенка следует выяснить причину его пристрастия к выпивке. Может дело в кругу его общения, в отношениях с родителями и т.д.

По всем направлениям нужно работать и найти пути решения проблемы.

Профилактика алкоголизма у подростков

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

Алкогольная зависимость у несовершеннолетних всегда развивается не на пустом месте. Молодой человек, который имеет свои увлечения, цели в будущем и ощущает поддержку близких людей, не станет губить жизнь «в вине».

Другое дело, когда у подростка много свободного времени, нет планов на будущее, неблагоприятная компания.

Такие факторы, как правило, к хорошему не приводят. Поэтому необходимо уделять особое внимание подростку, разузнавать о том, как он коротает время, знать его интересы.

Необходимо в основные свободные минуты ребенка чем-то занять — отдать в музыкальную, спортивную, художественную школы; завлечь кружком или секцией. С чадом нужно разговаривать, принимать участие в его формировании, прививать симпатию к спорту и здоровому образу жизни и конечно же любить его.

Необходимо вкладывать в будущее детей и жертвовать ради них свои временем и деньгами.

Подростковый возраст — это кризис во взаимоотношениях между родителями и детьми. В этот период необходимо следить за поведением детей и обращать внимание на свое. Если приходить домой в состоянии алкогольного опьянения или выпивать при нем пиво, то подросток будет это понимать так, что можно поступать также.

Профилактика молодежного алкоголизма связана с психологией. Наступает возрастной период, когда начинает формироваться личность человека, а также – его организм, здоровье и др. В этом время категорически нельзя употреблять алкоголь и наркотики, которые способны привести к интоксикации.

Под влиянием спиртного организм подвергается пагубному воздействию. К профилактическим мерам следует приступать с раннего возраста. Подростку необходимо рассказывать, какие последствия его ждут если он будет их употреблять. Психологически подростка нужно подвести к тому, что алкоголь несет опасность. Необходимо обеспечить приятную семейную атмосферу.

Важно вовремя выявить заболевание, если наступил алкоголизм. Лечение нужно проводить клинически, что поможет избежать рецидива и достигнет положительного результата.

Подростковый алкоголизм и особенности его лечения

Снятие родительского табу на спиртное ведет к подростковому алкоголизму

К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазнам нашего мира.

Причины подросткового алкоголизма

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя.

Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны.

После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.

Читайте также:  От чего валокордин? инструкция по применению, показания, цена, отзывы и состав

Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.

Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

  • негативные межличностные отношения внутри семьи;
  • чрезмерная опека со стороны родителей;
  • насилие;
  • поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается.

Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями.

Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.

Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино.

Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие.

В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Статистика подросткового алкоголизма

Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников.

К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма.

К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно.

Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:

  • Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
  • Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
  • 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
  • Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
  • В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
  • 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
  • В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
  • По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
  • В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
  • 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Последствия

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
  • Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
  • Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
  • Изменение состава крови, анемия и т.д.
  • Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Лечение детского алкоголизма

Лечение алкоголизма у подростков имеет свой характер и особенности. Здесь очень важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений.

Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного.

Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается.

Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав, обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения, занятие спортом и активный отдых.

Профилактика подросткового алкоголизма

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
  • Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
  • Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

Другие статьи в этой категории:

Опасные сочетания алкоголя
Тот, кто выпивает, обычно и курит. И это статистически подтверждено. Алкогольные и табачные яды, вкупе вводимые в организм, оказывают на него …

История возникновения алкоголизмаАлкогольная проблема, до сравнительно недавнего времени казавшаяся незначительной, маловажной, не заслуживающей особого внимания, в наше время …

Алкогольная зависимость формируется не сразу, а понемногу в ходе продолжительного неумеренного употребления …

Современные методы борьбы с алкоголизмомМедицинская общественность, в отличие от некоторых государственных чиновников, бескомпромиссна в борьбе за здоровый образ жизни, за трезвую жизнь …

Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков

18 февраля 2003 18:58   |   Горьковая И.А. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Санкт-Петербург

 

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте­чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо­связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей.

Статистический анализ клинического мате­риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой­ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90—98% и 14—20% соответственно).

Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд­ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого­ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления.

Читайте также:  Как покрасить волосы без «химии»?

Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак­тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз­мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка.

Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь­ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя­щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей.

В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо­патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля­ется доминирующим в последующей психической патологии у де­тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси­хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани­зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи­ческому формированию личности.

Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со­гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако­вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак­тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения.

В соответствии с рассматривае­мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным.

Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа­ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом.

В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития.

Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования.

Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви­дуальные свойства личности.

Если для детей в возрасте 6—9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10—14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив­ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни­женным самоконтролем.

Ю.М.

Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре­бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ­ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин­теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра­дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль­ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо­следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова­нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую­щим режимом (мальчики в возрасте 11 —14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей.

Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб­ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом.

Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль­но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха­рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб­лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно­родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей.

1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль­ных ролей и общественных норм поведения.

Для этих семей при­суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа — эксплозивные) с бы­стрым формированием измененных форм опьянения.

После 5—10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея­тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры­вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита­тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре­обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга.

2) Алкогольно-невроти­ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев­ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля­ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал­коголя.

3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль­ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи­лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты­вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди­мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец­школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо­дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания.

Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме­бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет — сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой».

При беседе на вопрос: «А на чем же с бра­тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком­нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты».

У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на­блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль­шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на­грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб­лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст­никами — значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж­дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за­пущенности.

Последняя есть результат плохого воспитания, не на­рушающего психического развития ребенка.

Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож­ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста­точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель­ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару­шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов.

Перво­начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре­небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами — игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно­стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей — сенсорных, эмоциональных, социаль­ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни­версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует  отметить,  что диагностировать  какие-либо  нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности.

Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы   какие-либо  аномалии   психического  развития.

Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача­стую этот подросток терроризировал других детей.

Разнообразные воспитательные  воздействия  желаемых  положительных сдвигов в его поведении  не приносили.  Все это  привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по­ступков до  противоправных действий.

  Но даже  в этом  случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва­ется  в  связи  с  недостижением  им  соответствующего  возраста (14  лет).   Также  это  усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей.

Читайте также:  Таблетки и крем мастофит: отзывы, инструкция по применению и цена

Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение — с другой. Поэ­тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при­знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор­мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников.

Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди­каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра­ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ­лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче­ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу.

Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 —14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан­серах, свободно ходят по улицам города.

Однако, избежав наказа­ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер­наты — это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз­дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными — психоло­гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро­ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со­циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи­тают необходимым скоординировать действия между многочислен­ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.

Формирование у детей правильного отношения к алкоголю

Рейтинг статьи: Загрузка…

Наверх

Как быть с семейными праздниками с алкоголем? Пустить детей за «взрослый стол», посадить за отдельный «детский» или вообще отправить в другую комнату? Почти все родители стоят перед выбором, когда речь идет о семейном застолье.

Добавьте к этому еще кучу других вопросов: можно ли наливать детям напитки в фужеры, рюмки? Разрешать ли детям «чокаться», подражая взрослым? А как объяснять бессмысленное поведение уважаемых взрослых, когда они пьянеют, выпив сверх меры?

Детство без алкоголя

Чтобы не задаваться вопросами и не ломать голову, когда «припечет», отношение детей к алкоголю нужно воспитывать планомерно и заранее. Ведь проблема детского алкоголизма в обществе становится с каждым годом все острее и диагноз алкогольный синдром у детей врачи ставят все чаще.

Методы прямого воздействия

  • Обеспокоенные родители интересуются: а с четырех-пяти лет не рано начинать? Психологи говорят: тогда же, когда ребенка учат мыть руки перед едой и после прогулки, родители целенаправленно должны закладывать понимание: здоровье — это ценность, которую нужно беречь.

Не надо рассказывать ребенку об опасности употребления алкоголя в раннем возрасте, словно читая лекции. Лучше использовать различные жизненные ситуации, подчеркнув свое отношение к ним через эмоции.

Например, когда ребенок видит на улице пьяницу или бездомного, мама должна выразить по этому поводу страх или сострадание (настолько эмоционально, чтобы это передалось ребенку) и объяснить, что злоупотребление алкоголем приводит к плохим последствиям. Так же надо поступить, когда, например, на скамейку в парке садится человек с сигаретой или бутылкой пива в руке, и ребенок это видит.

С детьми этого возраста необходимо проводить настойчивую и последовательную работу, чтобы приучить их к здоровому образу жизни. Правильное питание, режим дня, двигательная активность, гигиена и т.д. является залогом того, что ребенок осознает ценность здоровья.

  • В семь-восемь летоб опасности употребления алкоголя можно говорить уже более открыто, на четких примерах. Родителям в помощь — курс здоровья в школе и даже совместное решение «домашки». Можно, например, решить задачу, за какое время затормозит водитель, если он будет трезвым, или если он пьян.

В период, когда ребенок уже четко понимает, что хорошо, а что плохо, нужно научить его правильно отказывать, если предложат выпить. Простого «нет» недостаточно — могут задразнить сверстники. В ответе нужно подчеркнуть «Я не хочу и тебе не советую. Давай лучше в футбол сыграем ». Умение отстоять свою позицию очень важно, ведь в этом возрасте дети часто попадают под чужое влияние.

  • Для того чтобы разговор о пагубных привычках в подростковом возрасте был конструктивным, нужно иметь доверительные отношения с ребенком. Серьезные темы надо обсуждать в спокойной обстановке, когда уровень доверия в семье высок.

Подростковый возраст — это период, когда молодые люди хотят казаться взрослыми, не желают, чтобы им указывали, стремятся отделиться от родителей.

Даже лучшие советы, в том числе и в отношении алкоголя, если это выражено в неправильной форме, дети будут встречать отрицательно.

К сожалению, родители часто забывают об этом и начинают давить на ребенка, наказывать и даже угрожать. Результаты такого «воспитания» обычно грустные.

Методы косвенного воздействия

Учитывая особенности подросткового возраста, лучше не читать детям лекции в авторитарном тоне, а применять методы косвенного воздействия.

Не обязательно рассказывать детям о биологических механизмах вредного воздействия алкоголя на организм.

Девочку больше поразит, если она словно случайно услышит историю о вашей общей знакомой, которая из-за спиртного выглядит старше на десять лет и потеряла из-за этого мужчину.

А юношу, наверное, затронет рассказ о перспективном футболисте, которого отчислили из клуба и лишили миллионных гонораров за нарушения спортивного режима — он три раза пришел на тренировку в нетрезвом состоянии.

  1. Подавайте хороший пример.

Дети очень наблюдательны. Они знают о Вас гораздо больше, чем Вам это может показаться, и Ваши привычки относительно употребления алкоголя не остаются незамеченными. Действия говорят больше слов, если Вы не контролируете свой уровень спиртного, употребляете его при детях на всех праздниках — не ждите, что они будут слушать Ваши нотации.

«Техника безопасности» по обращению с алкоголем в семье

  1. Если ребенок маленький, его лучше вообще лишить участия в праздничном застолье взрослых. Тем более, что дети и сами рады быстрее выйти из-за стола, чтобы поиграть. Вопрос об алкогольных напитках для ребенка пока не актуален, поэтому лучше не привлекать к нему внимание.

  2. Когда сын или дочь начинают сами интересоваться тем, что взрослые употребляют спиртное, нужно заранее обдумать ответы на возможные вопросы.

  3. Подростки могут быть за праздничным столом с алкоголем, если Вы заранее предупредите гостей, что нельзя предлагать несовершеннолетним попробовать алкогольные напитки.

  4. Не уговаривайте гостей «выпить еще», а также не смейтесь над теми, кто не пьет. Не расспрашивайте о причинах отказа и вообще не акцентируйте на этом внимание. Лучше всего, когда алкоголь воспринимают нейтрально, и он вызывает не больше эмоций за столом, чем жареная курица.

  5. Помните, за Вами постоянно следят глаза сына или дочери, которые берут с Вас пример. Поэтому родители должны четко знать свою «меру», поскольку вид пьяного отца (а тем более матери) — это самое отвратительное и самое страшное для ребенка.

  6. Хотя бы несколько раз в год устраивайте безалкогольные праздники. Готовить их нужно особенно тщательно, чтобы и взрослым, и детям здесь было веселее, чем за щедрым угощением со спиртным. Это нужно для того, чтобы обесценить в глазах подростков роль алкоголя в празднике, подчеркнуть свое безразличие к этому напитку.

Если ребенок пришел домой навеселе

  1. Дышите глубже!

  2. Убедитесь, что здоровью ребенка ничего не угрожает.

  3. Заставьте его выпить воды, чтобы он быстрее пришел в норму.

  4. Отложите разговор об употреблении на следующий день. Выслушайте ребенка, дайте ему шанс объяснить свой поступок и назвать причины для употребления алкоголя.

  5. Будьте терпеливы, проявите к ребенку свою любовь и заботу, однако твердо отстаивайте свое отношение и выскажите неодобрение. Ваша поддержка жизненно необходима.

  6. Снова напомните основные правила жизни вашей семьи. Убедите ребенка прекратить общение с теми, кто предложил ему алкоголь.

  • Это полезно узнать:
  • К оглавлению ↑
  • Если эти меры не помогли, нужно:
  1. Бить тревогу!

  2. Срочно обратиться к психологу, поскольку такое поведение ребенка свидетельствует о серьезных нарушениях или в его психическом развитии, или в жизни семьи.

  3. Проанализировать свое поведение — не являетесь ли Вы плохим примером?

  4. Проанализировать свои отношения с ребенком — не пытается ли он или она привлечь Ваше внимание или отомстить Вам за что-то.

  5. Не откладывайте решение этой проблемы, не надейтесь, что это как-то «рассосется». Если ребенок употребляет алкоголь — это крайне опасно!

Будьте хорошими родителями:

  1. Помогайте ребенку быть довольным собой. Развивайте в нем уверенность и самоуважение. Это придаст ребенку смелости в принятии правильных решений в ситуации риска.

  2. Создавайте атмосферу открытого общения. Всегда находите время выслушать ребенка, но не маркируйте темы как запрещенные или непристойные. Не поучайте и не делайте поспешных выводов еще до начала разговора.

  3. Будьте активной семьей. Совместное времяпрепровождение — это лучший способ узнать своего ребенка. И если возникнут проблемы, решить их будет гораздо проще, ведь вы уже построили крепкий фундамент любви и доверия.

Мы за детство без алкоголя!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector