Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Стресс оказывает негативное влияние на человека на физическом и эмоциональном уровне. Причём это воздействие намного хуже, чем люди привыкли думать. Недаром в народе говорится, что все болезни от стресса, и это не преувеличение. Учеными доказано, что 75-90 % заболеваний вызвано именно нервным перенапряжением.

Почему стресс вызывает болезни

Иногда незаметно, что человек внутри переживает бурные эмоции, которые вызываются постоянным напряжением. В результате в крови появляется переизбыток адреналина, он поднимает давление, сердце бьётся чаще. Избыточный стресс может выражаться по-разному – от небольшого постоянного недомогания до развития серьёзных заболеваний.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеБолезни желудка и кишки от стресса

Симптоматика стресса велика, и обычному человеку сложно связать эти признаки с его тлетворным влиянием. Тем не менее непривычные и несвойственные человеку эмоциональные реакции, повышенный аппетит или его потеря, влечение к алкоголю и курению, бесконтрольный приём лекарств говорят о том, что человека преследует стресс.

Интересно — Эмоциональный стресс и снятие напряжения

Переизбыток адреналина влияет и на состояние кровеносной системы, повышается давление и свёртываемость крови. Длительное воздействие напряжения повышает риск инфаркта и инсульта. При стрессе повышается уровень «плохого» холестерина в крови.

Механизм стресса воздействует на работу пищеварительной системы, замедляя её. Организм большее количество крови направляет к мозгу и в мышцы, пищеварение нарушается, появляются тошнота, диарея. Как результат – питательные вещества всасываются медленнее, пища усваивается плохо, что ещё больше усугубляет ситуацию.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеСтресс при заболевании эндометриоз

Из-за нарушения пищеварения страдает кожа, кровь поступает к поверхности хаотично, что приводит к повышенной сухости кожи, покраснению, шелушению. Кожные заболевания как реакция на стресс – наиболее часто встречающаяся проблема. На состоянии кожи также негативно сказывается повышенное содержание тестостерона.

Этот гормон во время стресса вырабатывается в большом количестве, вызывая усиленную работу сальных желез. Поры забиваются, кожа от этого портится, появляются прыщи. А гормон стресса кортизол влияет на состояние мышечной массы, вызывая слабость, разрушение белковых соединений, происходит снижение веса.

Во время стресса в организме снижается уровень Т-лимфоцитов в крови, которые отвечают за защиту организма от инфекций. А сочетание высокого уровня кортизола и адреналина отрицательно сказывается на состоянии нервной системы человека, вызывая ее истощение.

Различные болезни от стресса

Стресс зависимые заболевания можно условно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какую область производится воздействие. Наглядно это можно увидеть в таблице.

НарушенияЗаболевания, вызванные нарушениями
Сердце и сосуды Повышается сердечный ритм, давление
Инсульт, инфаркт
Дыхательная система Нарушение дыхания, развитие астмы. Риск появления проблем с легкими у новорождённых и детей, чьи родители перенесли хронические стресс
Кожные заболевания Псориаз, экземы, акне, повышенное шелушение и сухость
Пищеварение Тошнота, спазмы в желудке, рвота, вздутие и диарея, запор, синдром раздражённого кишечника, язвенная болезнь
Иммунная система Снижение иммунитета приводит к распространению инфекций и вирусов, повышается риск сильных воспалений
Психологические проблемы Развитие депрессии, повышенная тревожность
Проблемы со сном
Вес и мышцы Вредные пищевые привычки, переедание приводят к ожирению и развитию диабета 2 типа. Накапливается висцеральный жир на животе, от которого сложнее всего избавиться

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеБолит горло от стресса

Многих интересует вопрос, может ли болеть горло от стресса. Оказывается, есть такое заболевание – невроз глотки, которое вызвано нарушениями нервной системы человека, и спровоцировано стрессом. Это состояние имеет несколько форм, каждая из них выражается в определённых симптомах. От формы болезни и причин её появления зависит методика лечения.

Отдельно стоит сказать про психосоматические заболевания как следствие стресса. Основной причиной развития проблемы является именно психологический стресс. Классические примеры вызванных им заболеваний: астма, гипертония, язвы ЖКТ, ревматоидный артрит и другие. Эти же факторы провоцируют возникновение и болезней, связанных с новообразованиями, в том числе злокачественными.

Недаром считается, что язвенные заболевания свидетельствуют о том, что в жизни человека имеются люди, которых он «не переваривает». Заболевания горла говорят, что индивидуум не может высказать прямо свои претензии, держа их при себе.

Сахарный диабет развивается не только вследствие неправильного питания, переедание – есть акт заедания внутри личностного конфликта. В результате возникает стабильная гипогликемия, ослабляющая секреторную деятельность поджелудочной железы, что приводит к появлению диабета.

Панические атаки – бич современной жизни

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеСимптомы ПА

Большое распространение в настоящее время получили внезапные приступы, имеющие необъяснимую природу. Они поражают человека, вызывая панический страх и тревожность. Это состояние называется паническая атака. Часто сопровождается оно фобиями и соматическими признаками.

Панические атаки вызываются постоянным стрессом и сложными условиями современной жизни. Поражают они людей определённого склада характера, которые всё принимают близко к сердцу, часто тревожатся, переживают. Часто признаки ПА схожи с симптомами иных заболеваний, поэтому человек путает их, считая, что его поразила какая-то серьёзная болезнь.

Стоит понимать, что паническая атака – это заболевание, которое следует лечить. Но многие люди ошибочно обращаются к другим врачам, и годы тратят на лечение несуществующих заболеваний. В этом заключается главная опасность ПА. Если это состояние настигает в спокойной обстановке неожиданно и без серьёзных причин, следует обратиться к профессионалу.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеПА в транспорте

Основными причинами, которые впоследствии вызывают развитие состояния повышенной тревожности, становятся:

  • Психоэмоциональное перенапряжение;
  • Наследственность;
  • Нарушения гормонального плана;
  • Склад характера.

В большинстве случаев ПА возникают именно после воздействия сильного стрессора, который приносил угрозу здоровью и жизни человека. Но имеются и другие факторы, приводящие к развитию заболевания:

  • Вредные привычки;
  • Длительные физические нагрузки, приводящие к упадку сил;
  • Бесконтрольное употребление лекарственных средств;
  • Заболевания сердца и сосудов.

Панические атаки сопровождаются неприятными ощущениями на физическом и психологическом уровнях. Человек испытывает озноб и тошноту, появляется ощущение нехватки воздуха, грудь как будто схватывает железное кольцо, пульс учащается. Вместе с этим появляется страх потерять сознание и умереть, возможны истерика и судороги, путаница в мыслях и нарушение координации движения.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрастеПаника стресс замкнутый круг

Приступы часто бывают в общественных местах, где собирается много народу.

Поэтому люди, страдающие от этого заболевания, стараются ограничить посещение таких мест, они замыкаются в себе, появляется двуликий страх – оставаться одному и выйти из дома.

Длительность и симптоматика протекания ПА различны, как и сроки их возникновения. У разных людей приступы длятся 5-30 минут, появляются раз — два в месяц или каждый день.

Повторяющееся состояние и заставляет человека думать, что у него серьёзные проблемы со здоровьем. Симптомы могут показывать расстройство работы щитовидки, сердца, ЦНС, ЖКТ.

Проверка и лечение у других специалистов не даёт результата, от чего развивается ипохондрия, а это ещё больше провоцирует приступы ПА.

Получается замкнутый круг, с этой проблемой обязательно стоит показаться психотерапевту.

Профилактика – советы и рекомендации

Снижению уровня стресса способствуют определённые методики, которые известны во всем мире. Главное, устранить все возможные факторы, которые могут вызвать напряжение.

В современном мире это сделать практически невозможно, поэтому следует учиться справляться со стрессом самостоятельно и поддерживать себя. В этом помогут следующие советы и рекомендации.

Их нужно придерживаться постоянно.

  1. Правильное питание, сбалансированное. Это, в первую очередь, отказ от вредной пищи. Доказана прямая связь между нездоровым питанием и стрессом. В рационе обязательно должны быть овощи, фрукты, рыба и морепродукты, орехи.
  2. Физическая активность. Даже небольшая нагрузка помогает победить стресс и депрессию, в результате тренировок поднимается настроение. В день достаточно всего 20 минут бега или 45 минут ходьбы, чтобы защитить себя от стресса и повысить иммунитет.
  3. Расслабление. У каждого найдется свой любимый способ расслабиться, избавиться от напряжения. Можно встретиться с друзьями, выехать на природу, заняться любимым делом, хобби, послушать музыку.

И самое главное, позитивный настрой! Когда человек чувствует, что его настигает стресс, обязательно стоит начинать управлять настроением и эмоциями. Для этого необходимо изучать новые методики и использовать уже знакомые. Не следует оставлять всё, как есть, пока хронический стресс не нанёс сильный удар по организму.

Стресс, пережитый в раннем детстве, оказывает устойчивое воздействие на головной мозг

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Дать ответ на этот вопрос пытаются многие ученые, но выводы, которые они делают по результатам своих исследований, не слишком оптимистичные.

Практически все исследователи утверждают, что стресс, пережитый ребенком в детстве, оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь, так как в развивающемся головном мозге малыша на фоне постоянного негативного стресса происходят необратимые нарушения.

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Еще одно исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), позволило ученым утверждать, что дети, остро реагирующие на стресс, могут подвергаться более высокому риску пострадать от избыточного веса или даже от ожирения, чем дети с благополучным жизненным опытом.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка.

Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге.

Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности.

Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о недавнем исследовании, проведенном учеными из Университета Висконсин-Мэдисон, которое показало, что некоторые виды стресса, пережитые детьми в начале жизни, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Читайте также:  Почему кровит пупок у новорожденного. что делать, как и чем обрабатывать правильно

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Доктор Поллак также отмечает, что стресс, пережитый человеком на ранних этапах жизни, связан, прежде всего, с развитием депрессии, тревожности, болезней сердца, раковых заболеваний, а также с плохими успехами в учебе и с отсутствием работы в старшем возрасте.

А учитывая то, насколько дорогими для общества могут оказаться стрессовые переживания детей, ученым стоит более глубоко изучить влияние стресса на головной мозг ребенка, так как в противном случае медицинские работники не будут иметь возможность адаптировать ребенка, успев вовремя что-либо для него сделать.

Стресс приводит к изменению структур мозга ребенка

В исследовании принимали участие 128 детей в возрасте около 12 лет, которые в раннем возрасте испытали либо физическое насилие, либо пренебрежение ими родителей или опекунов, либо воспитывались в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Чтобы можно было определить совокупный жизненный стресс, полученный детьми на ранних этапах жизни, ученые провели обширные интервью с детьми и их опекунами, а также изучили задокументированные поведенческие проблемы этих детей.

Исследователи сделали также снимки головного мозга детей, сосредоточив особое внимание на гиппокампе и миндалине — областях, которые участвуют в обработке стресса и эмоций.

Затем ученые сравнили эти снимки с изображением аналогичных областей мозга детей, проживающих в семьях с достатком среднего уровня, которые не подвергались жестокому обращению.

Доктор Хэнсон вместе с сотрудниками вручную измерили и рассчитали объемы гиппокампа и миндалевидных тел (миндалин) каждого ребенка.

Доктора Хэнсон и Поллак говорят, что эти обе структуры головного мозга очень малы, особенно у детей (латинское название миндалевидные тела или миндалины – amygdaloideum, происходит от слова «amygda», которое переводится как миндаль, отражая размер и форму этой части мозга взрослого человека).

Именно по этой причине автоматизированные измерения, полученные с помощью программного обеспечения, а также измерения, которые были получены с помощью компьютерных программ в других исследованиях, могут быть с погрешностями.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

На самом деле, измерения, которые ученые сделали вручную, показали, что у детей, испытавших в начале жизни любой из трех типов стресса, размер миндалин (миндалевидных тел) был меньше, чем у детей, которые не подвергались воздействию постоянного негативного стресса.

Оказалось также, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и у детей, подвергшихся физическому насилию, объем гиппокампа также был меньший. Когда же ученые вводили изображения мозга в компьютерные программы для автоматизированного измерения, никакого отличия отмечено не было.

Исследователи считают, что поведенческие проблемы и увеличение общего жизненного стресса были связаны с меньшим объемом гиппокампа и миндалин.

Доктор Хэнсон, который сейчас работает в Лаборатории нейрогенетики при Университете Дьюка (Duke University's Laboratory for NeuroGenetics), говорит, что в настоящее время остается непонятным, почему стресс, которому подвергается ребенок на ранних этапах жизни, может привести к тому, что некоторые структуры головного мозга становятся меньше.

Тем не менее, как показали эти исследования, гиппокамп меньшего объема может быть фактором риска для развития определенных негативных последствий.

Пока еще не слишком хорошо понятно, насколько большую негативную роль могут играть миндалины меньшего объема, но, как считают ученые, будущая научная работа должна быть сосредоточена на определении точного значения изменений, которые происходят в объемах этих областей головного мозга под воздействием стресса.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Человека формирует общество

Доктор Поллак говорит, что для него эти открытия стали важным напоминанием о том, что общество должно озаботиться, какой жизненный опыт может быть у того или иного ребенка. Ведь именно общество формирует то, каким человеком станет ребенок, став взрослым.

Доктора Хэнсон и доктор Поллак считают, что сделанные в этом исследовании выводы – это всего лишь маркеры нейробиологических изменений, демонстрация надежности человеческого мозга и гибкости человеческой биологии. Но это вовсе не хрустальный шар, который можно использовать, чтобы увидеть чье-либо будущее и сказать, что это его судьба.

По материалам ScienceDaily

Как стрессы в детстве влияют на психику человека

Детство – это самый прекрасный, но в то же время и самый сложный период в жизни человека. Ведь у детей все чувства обострены.

Малыши если любят, то со всей душой, если ненавидят, то со всей злостью; если дружат – то, как в последний раз. А поэтому любой конфликт или недопонимание в семье может обернуться настоящей душевной трагедией для впечатлительного ребенка. Читай дальше, как стрессы в детстве влияют на психику и как этого избежать.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Причины юного стресса

Причиной стресса в детском возрасте может стать и реально серьезная неприятность, так и простая обида на близкого человека. Но самые сильные стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией насилия или опасности. Детский возраст – время, когда психика ребенка постоянно меняется, малыш растет, осмысливает, учится жить.

И если в этот период ребенок переживает серьезный стресс, у него очень мало шансов стать открытой, гармоничной и доброжелательной личностью. Обычно последствиями стрессового состояния в детском возрасте становится замкнутость, какой-либо комплекс неполноценности или даже фобия.

Как мы говорили ранее, ситуации связанные с насилием относят к серьезным причинам детского стресса. Другими страшными для психики ребенка причинами являются: развод родителей и смерть близкого человека. Дети очень воспринимают близко к сердцу даже малейший конфликт в семье.

А вот если развод… Часто дети просто начинают винить себя во всех семейных неурядицах. Им кажется, что это с ними что-то не так…

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Также сильной стрессовой причиной является проживание ребенка в неблагоприятных условиях: в коммунальной квартире рядом с агрессивными соседями, с пьющими родителями, в абсолютной бедноте и т.д. Поводом для переживаний у малыша может стать и конфликт с одноклассниками или с учителем.

Проблемы с друзьями также являются самым настоящим бедствием для детей. Ссоры с товарищами могут стать причиной не только стрессов, но и более серьезных психических расстройств. Другой потенциальной причиной стрессов у малыша является проблема с успеваемостью в школе.

На психику ребенка сильно давят завышенные требования к нему со стороны родителей и школы. Крошка легко может поддаться депрессии из-за несправедливо заниженной оценки, впасть в отчаяние от страшных объемов домашнего задания.

Влияет и перегрузки во вне уроков: в творческих кружках, в спортивных секциях…

Симптомы детского стресса

Стресс – это очень опасное явление для малышей. А поэтому мама и папы должны быть очень внимательными к своим детям. Главное — вовремя заметить и начать борьбу со стрессом.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

По каким же признакам можно догадаться, что ребенок находится в состоянии стресса? Первый и главный признак стресса — это отдаление ребенка от его ровесников и близких людей. Крошка становится замкнутым и одиноким. Он не желает никого видеть.

Другим симптомом детского стресса является забывчивость и рассеянность ребенка.

Крошка забывает, что было еще вчера, не замечает друзей на улице, витает в облаках… В этом случае родителям нельзя ругать своего малыша, надо его понять и попытаться помочь, обратится при необходимости за помощью к психологу.

Еще один признак стресса у детей – это постоянно утомленное состояние. Малыш может постоянно пребывать в сонном состоянии. Другие симптомы детского стресса: циклическая смена настроения, появление агрессии, внезапная гиперактивность, потеря аппетита или наоборот его рост.

Влияние детского стресса на будущее человека

Стресс, который был пережит в детском возрасте, может негативно сказаться на растущем организме  малыша и на его изменяющейся психике.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Стрессы ухудшают состояние физического здоровья. Доказано, что люди, которые столкнулись со стрессом в раннем возрасте, имеют более ослабленный иммунитет, у них чаще бывают депрессии, попытки суицида.

Родителям стоит помнить, что самым легким и наиболее эффективным средством борьбы с детским стрессом является демонстрация любви и ласки, внимания и понимания мамы и папы.

Кроме того, сами родители должны быть образцом оптимизма, тогда их малыш никогда не поддастся депрессии!

Опасность стрессов у детей

В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей.

Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают — откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия.

Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Позитивный или негативный стресс?

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе.

Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины.

Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Проявления стресса: вредные привычки и не только

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту — появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Читайте также:  Деформирующий спондилез: пояснично-крестцового отдела позвоночника, шейного, грудного. симптомы и лечение

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление.

Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе.

Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей.

В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу.

Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ.

Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Работа нервной системы, эмоции при стрессе

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций — как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам — это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Как стресс влияет на сердце: у молодых людей, в зрелом и пожилом возрасте

  • Стресс (адаптационный синдром) – комплекс защитных приспособительных реакций, направленных на обеспечение нормальной работы всех систем и органов организма человека в ответ на чрезмерное психическое или физическое воздействие.
  • Наши эмоции – положительные или отрицательные являются сильными мобилизирующими факторами – сигналами для центральной и вегетативной нервной систем организма как ответной реакции на стресс.
  • К стрессовым  факторам относятся:
  • повышенные физические нагрузки;
  • психотравмирующие ситуации;
  • эмоциональное напряжение;
  • голод;
  • понижение или повышение температуры окружающей среды;
  • обездвиживание;
  • жажда.

Также имеют значение и другие, положительные и отрицательные агенты, вызывающие развитие эвстресса или дистресса.

Виды стресса

Положительный стресс – эвстресс, мобилизует организм, сочетаясь с желательными эффектами – повышенной физической выносливостью и работоспособностью, эмоциональным подъемом и положительным влиянием на состояние всех систем организма – повышением иммунитета, активацией работы сердца и обмена веществ и стабилизацией психоэмоционального состояния человека, вызывая положительную «стрессорную реакцию».

При дистрессе (отрицательном стрессе) происходит негативное влияние на жизнедеятельность и последующие отрицательные реакции внутри организма, вплоть полной дезорганизации его органов и систем.

Реакция организма на стресс

Стрессовые факторы, которые присутствуют в нашей жизни, отрицательно влияют на наше здоровье, но умение человека справляться со всеми этими сложными степенями напряжения, увеличение устойчивости организма к воздействию отрицательных эмоций, опасных для здоровья – это путь к соматическому здоровью. Попадая в стрессовую ситуацию человек – становиться сильнее или ломается, что ведет к формированию сердечно-сосудистых заболеваний.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

При возникновении стрессовой ситуации происходит активация гипоталамуса и в результате этого надпочечники вырабатывают адреналин, который способствует расширению сосудов сердца, головного мозга и легких, а также приводит к сужению сосудов внутренних органов и кожи в связи, с чем происходит перераспределение основного объема крови, направленное на борьбу организма со стрессорными факторами. При этом значительно усиливается сократительная способность сердца, усиливается энергообеспечение и питание всех органов организма (сердца, мышц и головного мозга), повышается артериальное давление, а также создаются оптимальные условия для протекания биохимических реакций в тканях и мобилизация источников энергии из жировых депо.

Этими реакциями обусловлена невероятная работоспособность и эмоциональный подъем в стрессовых ситуациях – организм мобилизуется для того, чтобы справиться с чрезмерной физической или психической нагрузкой.

Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему

  1. Для здорового организма – это не является невыполнимой задачей, но если стрессовые факторы длительно воздействуют на человека или отмечается предрасположенность к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы – стресс может вызвать развитие заболеваний сердца или сосудов, а также усугубление или осложненное течение возникших ранее патологий.
  2. Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте
  3. Для молодого и здорового организма неблагоприятно длительное воздействие стрессовых факторов.
  4. При этом сердце не может справляться с нагрузкой, и все его компенсаторные способности ослабляются и отмечаются следующие реакции:
  • повышение артериального давления;
  • активное поглощенное кислорода из тканей;
  • спазм сосудов внутренних органов;
  • перераспределение объема крови.

Все это и приводит к повышенной нагрузке на сердце и сосуды, а в дальнейшем к развитию и прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний.

Наиболее часто хронический стресс у молодых людей приводит к развитию:

  • гипертонической и ишемической болезни сердца;
  • кардионеврозам;
  • аритмиям и инфаркту миокарда;
  • синдрому хронической усталости.
  • Это особенно это опасно, если есть наследственная предрасположенность или наличие фоновых заболеваний – вегето-сосудистой или нейроциркуляторной дистонии, эмоциональной нестабильности, неврастении, нарушенном обмена веществ или гормональном дисбалансе.
  • В зрелом и пожилом возрасте отрицательное влияние стрессовых факторов на сердечно-сосудистую систему обусловлено усугублением (прогрессированием) или осложненным течением заболеваний сердца и сосудов и переходом в более тяжелый функциональный класс или наслоением других патологических состояний.
  • Это часто приводит к возникновению инфарктов и инсультов на фоне острого стресса, формированию тромбов (в связи с тем, что гормоны, которые выделяются при стрессе – адреналин и кортизол повышают свертываемость крови).
  • Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте
  • Часто возникают:
  • тяжелые гипертонические кризы;
  • аритмии;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • формирование хронической сердечной недостаточности при длительном хроническом стрессе.

Сердце не может справляться с нагрузками, что приводит к возникновению тяжелых необратимых последствий, если не прекратить воздействие стрессорных агентов, ведь даже положительные эмоции у людей с больным сердцем могут вызвать негативные последствия. Поэтому нужно бережно относиться к здоровью близких людей, дарить им тепло и заботу и оберегать от переживаний и чрезмерных физических нагрузок.

Сильный стресс почти всегда связан с отрицательными эмоциями и воспоминаниями. Поэтому даже безобидные образы, запахи и звуки из обыденной жизни, не связанные с травмирующей ситуацией, заставляют нас переживать отрицательные чувства  активированные стрессом, что приводит к постоянному негативному действию повреждающих агентов на сердце.

Здоровое питание, закаливание, положительные эмоции и умеренная физическая активность на свежем воздухе – это путь к здоровью сердца и повышение устойчивости сердечно-сосудистой системы к повреждающему воздействию стрессовых ситуаций и основа для преодоления  стресса.

Как длительный стресс в детстве влияет на депрессию в зрелости

Экология сознания: Жизнь. Мозг в раннем возрасте обладает большой уязвимостью. Даже у мышей влияние стрессовых факторов в ранний подростковый период, как видно, порой является необратимым, последствия этого фиксируют нейробиологи в своих исследованиях.

Все мы родом из детства

В последние годы нейробиологи, изучающие поведение, обсуждают результаты и значение большого числа независимых экспериментов, где исследуется влияние, которое оказывает на поведение испытываемый длительный стресс в детстве, может ли он оказаться причиной тревоги и депрессии у тех же особей по достижению зрелого возраста.

У подвергнувшихся стрессу мышей зафиксировано снижение роста новых нервных (нейроногенеза) клеток в особом отделе мозга (субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа). 

Эти опыты обычно проводятся на грызунах. В них прослеживается определенная связь между ранним стрессом и нарушением функций в нейроэндокринной системе, в частности в так называемой ГГН оси (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система), которая управляет нейроэндокринной системой и гормонами стресса, включая кортикотропин и глюкокортикоиды.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Доказательства, полученные на данный момент, вполне ясные.

Изучение стресса у грызунов выявило  врожденную способность к быстрому восстановлению после воздействия стрессовых факторов в раннем возрасте более сильную у одних и менее выраженную или порой полностью отсутствующую у других.

Некоторые подопытные, подвергнувшиеся воздействию стресса в раннем возрасте, не имели в последующем каких-либо очевидных отклонений в поведении. Они не продемонстрировали ни тревоги, ни депрессии. У других был вызван классический патологический ответ на стресс.

В марте 2014 команда ученых, возглавляемая профессором G. Enikolopov (Cold Spring Harbor Laboratory) в журнале PLOS One опубликовала результаты своих экспериментов по оценке воздействия социально обусловленного стресса на молодых мышей непосредственно в период воздействия и позже в течение жизни.

Используя целый ряд различных стресс тестов, средств оценки и качественного измерения воздействия стресса, исследователи подтверждают, что «неприязненное, недружелюбное окружение в юный подростковый период нарушает психоэмоциональный статус и социально обусловленное поведение во взрослом возрасте».

Если даже при всей бедности спектра социальной коммуникации у лабораторных мышей удалось обнаружить явные признаки нарушения психоэмоционального статуса и отклонений в поведении, то можно представить насколько они могут оказаться более глубокими и яркими у человека, где аспекты поведения и характер мотиваций отличается на порядок. 

Тесты у лабораторных мышей начинались с 1-месячного возраста, что эквивалентно подростковому периоду у человека. Каждую помещали в клетку на две недели вместе с агрессивными взрослыми особями.

Подопытные животные были отделены прозрачной перфорированной перегородкой, но ежедневно подвергались коротким атакам со стороны взрослых мышей.

Такой вид активного воздействия на молодых мышей вызывает то, что нейробиологи называют социально обусловленный стресс (угнетение и подавление в структуре животной иерархии). Затем этих мышей изучали с помощью целого ряда поведенческих тестов.

Читайте также:  Эфедрин - что это такое? цена, где купить, последствия, инструкция по применению

«Эти тесты позволяли достоверно оценить у таких мышей уровень тревоги, депрессии, способности к социальной адаптации и коммуникативным навыкам с незнакомыми особями», объяснил G. Enikolopov.

Они продемонстрировали, что длительное воздействие социально обусловленного стресса вызывает у таких мышей высокий уровень тревоги, беспомощность, снижение социальной активности и способности к коммуникации с другими молодыми особями.

У подвергнувшихся стрессу мышей также было зафиксировано угнетение роста новых нервных клеток (нейрогенез). Образование новых нейронов снижается в особом отделе мозга, в так называемой субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа (gyrus dentatus лат.

). Нарушения в этой области широко известны при депрессиях.

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система у мыши. Мозг и гиппокамп, где осуществляется образование новых нервных клеток (нейрогенез). Сигнал о стрессе проходит из гипоталамуса в гипофиз и далее в надпочечники, которые выбрасывают в кровь гормоны стресса (кортизол, адреналин).

GR рецепторы нейронов гиппокампа реагируют на избыток гормонов стресса и по принципу обратной связи посылают обратный сигнал в гипоталамус, чтобы подавить стрессовый ответ. Стрессоустойчивость в том числе зависит от зрелости нейронов гиппокампа и количества GR рецепторов.

Нейроны гиппокампа также хранят память о пережитом опыте. 

Часть подвергнувшихся стрессу молодых мышей была помещена в благоприятное и доброжелательное к ним окружение. Они находились в нем по достижению зрелого возраста. После такого периода «отдыха» их также исследовали, используя известный набор средств и тестов аналогично первой группе.

В этой второй, теперь уже взрослой группе мышей большинство аспектов поведения пострадавших от социально обусловленного стресса вернулось к норме.

Нейрогенез в гиппокампе также восстановился до уровня, наблюдаемого у контрольной группы здоровых мышей.

«Это демонстрирует, что молодые мыши, подвергнувшиеся агрессии со стороны взрослых особей, способны к восстановлению как на морфологическом уровне биологии нервной системы, так в целом и аспектов поведения», говорит Grigori Enikolopov.

Тем не менее, стоит отметить, среди этой второй группы мышей команда исследователей заметила два латентных последствия воздействия стресса, проявляющихся в поведении.

По достижении взрослого возраста они демонстрировали несколько более высокий уровень тревоги и у них наблюдалось более агрессивное поведение при коммуникации с другими особями.

«Воздействие враждебного окружения в юном возрасте имеет глубокие последствия, проявляющиеся на психоэмоциональном уровне и способности к коммуникации с другими особями», обратил внимание профессор Grigori Enikolopov.

@ Peter Tarr  

PS. Исследование было проведено группой наших ученых: Ирина Коваленко, Анна Галямина, Дмитрий Смагин, Татьяна Мичурина и Наталья Кудрявцева.

В обзоре не упоминался еще один факт, отмеченный в последнем абзаце статьи раздела Discussion. Помимо угнетения образования новых нейронов, наблюдались нарушения в экспрессии генов (ДНК/РНК опосредованный синтез белков, который не может не отражаться на множестве функций клеток). 

Тут стоит пояснить, некоторые из этих нарушений оказывают долгосрочные эффекты на весь организм — метилирование ДНК, ацетилирование гистонов и реструктуризации нити хроматина, осуществляют т.н. эпигенетическая трансформация.

Мало того, эти трансформации наследуются потомством и не в одном поколении, находя свое отражение в нарушении поведения и функций различных органов и систем.

 Имеются данные, что подобные эпигенетические изменения также вовлечены в половое дифференцирование мозга и в последующем влияют на половую самоидентификацию в период пубертата (вероятно тема отдельных статей).

 Есть факты, подтверждающие, что эпигенетическая трансформация имеет место в регуляции деятельности иммунной системы, и как следствие может утрачиваться устойчивость к различным заболеваниям. Вполне вероятно, подобные изменения находят свое отражение и на морфогенезе других структур мозга (откуда тогда взяться строительному материалу для эффективной мысли в случае с человеком, если банально для нее не хватает морфологического субстрата?).

Мозг в раннем возрасте обладает большой уязвимостью. Даже у мышей влияние стрессовых факторов в ранний подростковый период, как видно, порой является необратимым, последствия этого фиксируют нейробиологи в своих исследованиях.

В свете подобных научных работ фраза «все мы родом из детства» наверно обретает дополнительный смысл и заставляет внимательней оценить характер и возможные стрессовые факторы для тех, кто сегодня находится в наиболее уязвимом возрасте.

Ведь спектр поведения и чувствительность к различным факторам социальной среды у человека намного шире, чем у лабораторных мышей и то, что для одних не будет вообще иметь никакого значения, другими будет восприниматься как запредельный вызов, вгоняющий в длительный стресс возможно даже с необратимыми последствиями. опубликовано econet.ru 

Дмитрий Кран

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Чем опасен стресс

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

В возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие.

С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений.

Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом. 

Как помочь ребёнку?

Способ 1

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию.

Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо.

При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема.

Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра.

Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях.

И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов.

Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было.

Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Дата публикации 31.01.2018 Яна Перепечина

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицинский советник
Adblock
detector